Доклад на тему: «Профилактика наркомании в образовательной среде»

Доклад на тему: «Профилактика наркомании в образовательной среде»

06 декабря 2018г. г. Махачкала
Министерство по национальной политике РД

Важнейшим показателем богатства
и процветания нации является
состояние здоровья подрастающего поколения

Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика нарко и токсикоманий. По мнению экспертов ВОЗ, проблема наркомании приобрела драматический характер.
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаёмся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана.
Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
Согласно статистики Минздрава России, на сегодняшний день общее количество официально зарегистрированных наркозависимых составляет порядка 600 тысяч человек. За последние пять лет эта цифра существенно не меняется. По данным соцопросов регулярно употребляют наркотики свыше 2-х миллионов человек. Большая часть из них – это подростки и молодежь до 24-х лет.
За последние пять лет мы становимся свидетелями угрожающей тенденции увеличения потребления на территории Российской Федерации среди детей 9—13-лет. Если еще пять лет назад на территории Республики Дагестан средний возраст первого употребления составлял 19—20 лет, то сегодня 15—17 лет.
В России понятие «наркотик» стало юридическим термином после принятия ГД РФ закона № 3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Закон трактует, что наркотиками считаются субстанции и препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации.
В настоящее время в России отмечается распространение веществ, схожих по действию на организм человека с наркотическими средствами и психотропными веществами, но не запрещённых к обороту. Это широкий круг производных индолового и индазолового ряда, применяемых наркопроизводителями в составе «курительных смесей».
Согласно Федеральному закону то 03.02.2015г. № 7-ФЗ были внесены изменения в статью 2.2 № 3-ФЗ о том, что в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.

Что же происходит сейчас?

Сейчас синтетические наркотики нового поколения обрели популярность среди молодежи.
Спайс, соль, микс – все это опаснейшие наркотики сильного стимулирующего действия, разрушающие психику человека. Они обрели популярность благодаря дешевизне и доступности. Спайс распространяется через интернет и закладки, о месте нахождения, которых извещают в СМС сообщениях.
Одной из основных опасностей вещества как СОЛЬ — является его универсальность. Соли можно употреблять практически всеми известными способами: добавлять в курительные смеси, напитки, пищу, втирать в слизистые оболочки, вдыхать либо колоть внутривенно. По этой причине многие из солевых наркоманов, решивших всего один раз испытать новые ощущения и употребить внешне безопасное вещество, уже не могут остановиться, требуя новые дозы снова и снова.
Мы очень обеспокоены тем, что еще одним опасным аспектом, способствующим распространению соли среди студентов и подростков, является их сравнительно невысокая стоимость. На «черном рынке» приобрести одну дозу соли обойдется ненамного дороже, чем бутылку хорошей газировки. Однажды попробовав, ребята готовы на все, лишь бы снова ощутить испытанные некогда ощущения. В свою очередь, родные не сразу замечают увеличившуюся потребность в деньгах, ведь наркотик стоит не так уж дорого.
Соли причиняют колоссальный вред организму. Всего несколько месяцев употребления способны вызвать необратимые изменения. В результате, даже отказавшись от приема психотропных веществ, люди навсегда остаются в психиатрических клиниках, поскольку утрачивают связь с реальностью и не способны обслуживать сами себя.
Даже одна доза является огромной нагрузкой на организм, ведь соли относятся к сильнодействующим веществам, и точно рассчитать их дозировку практически невозможно. В результате часто случаются передозировки с летальным исходом. Каждая доза соли может стать последней.

Еще одна проблема

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от наркотиков берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Поэтому профилактика наркозависимости должна стать неотъемлемой частью просвещения.
Педагогическая профилактика наркомании рассматривается как особый способ организации социальной среды ребёнка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность и предполагает взаимосвязь трёх основных педагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребёнка – антинаркогенного воспитания.
Основными задачами образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании среди учащихся являются:
— пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании;
— оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющие затруднения в воспитании детей;
— определение «группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с
«группой риска»;
— выявление и учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;
— организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки «проблемных» семей в целях создания микросреды, способствующей реализации системы профилактической работы.

Профилактическая работа с детьми и подростками включают в себя следующие основные принципы работы:
НЕПРЕРЫВНОСТЬ: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ:Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить 4 основных направления работы в образовательных учреждениях по профилактике наркомании:
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогическим составом:
Здесь особенно важно:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая антинаркотическая работа.
3. Работа с родителями:
Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:
Родители — самая заинтересованная в информации группа слушателей, однако, далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, к своему ребёнку, всю степень опасности наркомании и важности изучения этой проблемы.
В работе с родителями возможны следующие формы:
— семейные консультации, лекции, конференции, практикум, открытые уроки, ролевые игры, посещение семьи, анкетирование, родительские собрания: школьные и классные;
— информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
— работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
— психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
— поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

Предложения:
— организовать и провести под эгидой Министерства образования Республики Дагестан Общереспубликанской родительской конференции «Семья и школа – партнёры в воспитании и обучении ребёнка»;
— усилить проведение профилактических мероприятий, антинаркотической направленности в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан, а именно:
• Планирование работы классных руководителей с учащимися школы (тематические классные часы) на темы: «Мы живём в мире, где есть наркотики»;
• Проведение анкетирования по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками;
• Проведение общешкольных родительских собраний «Семья и школа – партнёры в воспитании и обучении ребёнка».

Спасибо за внимание!

Президент Международной
Ассоциации «Кавказ»,к.э.н.

Валиева Х.В.

Поделиться